Распространенные в теплых странах древнего мира выносливые ослы, мулы и верблюды не могли
жить в суровых погодных условиях России. Поэтому лошадь стала главным перевозчиком грузов и
людей на Руси, к тому же она была более выгодна в обслуживании и покладиста при управлении.
Грузоподъёмность телеги, запряженной одной лошадью, составляет 500-700 кг, но особенно
выгодно было использование лошадей для перевозок зимой. Сани с одной лошадью
выдерживают груз до 1000 кг и могут проехать по любой местности, даже без дорог, в том числе и
по льду замерзших рек. По этой причине крупные грузы древние русичи старались перевозить
именно зимой по снегу. Для перевозки сены, соломы и хвороста использовался самый
примитивный вид транспорта – волокуша. Так называлась конструкция из двух связанных между
собой стволов деревьев.

Летом грузы чаще всего перевозились по рекам, если была такая возможность. Для перевозки
больших грузов использовали ладью, более мелкие суда назывались насад и ушкуй. Но и при
таком способе доставки грузов могла использоваться лошадь, даже одна она была способна
тянуть многотонное судно вдоль реки. Лошадь часто заменяли люди, называемые бурлаками. Они
проходили там, где не могла пройти лошадь. Этим же способом пользовались в случае, когда на
пути судна встречались речные пороги.
Транспортировка товаров по русским просторам была достаточно дорогой и трудоёмкой по
сравнению с морскими грузоперевозками между другими странами, поэтому Древняя Русь мало
участвовала в мировой торговле.